Накануне американский сенат поддержал законопроект, который включает передачу замороженных активов России Украине. Что на практике означает понижение дипотношений?
МИД РФ допустил снижение дипотношений с США. Такое заявление как одну из ответных мер на конфискацию российских активов озвучил замглавы МИД Сергей Рябков.
Совсем недавно Конгресс США проголосовал за законопроект о выделении средств в виде помощи Украине, Израилю и Тайваню на общую сумму более 95 млрд долларов. Кроме того, накануне, 24 апреля, Джо Байден подписал закон, который позволяет президенту США конфисковать российские активы, находящиеся на территории США, в пользу Украины — порядка 6 млрд долларов.
Что означает понижение дипломатических отношений как ответная реакция на санкции, комментирует бывший заместитель генерального секретаря ООН и министра иностранных дел РФ Сергей Орджоникидзе:
— Если мы говорим о понижении уровня дипломатических отношений, то на практике в международных отношениях это означает понижения уровня до временного поверенного. То есть не на уровне посла, а на уровне второго лица. Это может быть советник-посланник, может быть советник. Может быть даже первый секретарь. Обычно государство прибегает к такого рода понижению уровня дипломатических отношений, когда возникают какие-то серьезные двусторонние проблемы.
— А временный поверенный какими функциями наделен?
— Это уровень значительно ниже, и его контакты в стране пребывания тоже, естественно, ниже. К примеру, посла принимает либо заместитель министра, либо министр иностранных дел. А поверенного может принять директор департамента, может даже заместитель директора департамента. Вот на таком уровне. Это означает, что значимость проблем, которые хочет донести временный поверенный до сведений другого государства, понижается.
Какие еще меры в ответ на конфискацию активов может выдвинуть Россия и какая реакция может быть со стороны Запада, продолжает доцент МГИМО, политолог, директор Центра европейской информации Николай Топорнин:
Николай Топорнин директор Центра европейской информации, доцент МГИМО «Можно, конечно, еще пойти на сокращение персонала, понизить штатное число дипломатов в американском посольстве, также будет понижено, очевидно, число российских дипломатов на территории США. Все это мы уже проходили, уже понижение было, сейчас снижение числа дипломатических консульских работников повлечет за собой и снижение общего уровня и качества предоставляемых услуг, особенно консульских услуг. Это для нас, наверное, наиболее важный и значимый вопрос. Других каких-то мер, наверное, нет. Но, с одной стороны, у России забирают финансовые ресурсы, 6 млрд, мы понимаем, что это, наверное, не критическая сумма для российского бюджета и в целом для российской финансовой системы. С другой стороны, создается очень нехороший прецедент. На территории Евросоюза на данный момент заморожено около 300 млрд долларов, это уже сумма более серьезная. Пока европейцы не приняли решения, что делать. Тоже раздаются предложения различных политиков о том, что надо конфисковать эти средства и направить их на поддержку Украины. Но есть и другие голоса, которые говорят о том, что такое новшество, такая новая практика может нанести существенный удар по евросистеме, потому что и другие, третьи страны могут тоже поставить вопросы о выводе своих средств из Евросоюза. Они видят, что США приняли такое решение. Кстати, в прошлом году похожее решение приняла и Канада, просто на территории Канады находится не очень много российских активов. Эта практика со стороны США и такое законодательное решение, конечно, будет очень серьезно изучаться в Европе и будет представлять для нее некий образец для подражания».
Помимо санкций, после начала спецоперации на Украине западные страны и Россия начали обоюдно сокращать дипломатическое присутствие. Зимой прошлого года Москва решила понизить уровень дипломатических отношений с Эстонией и выслала посла страны. Сегодня МИД России объявил о высылке двух латвийских дипломатов. Также в ведомстве добавили, что, если Латвия продолжит высылать российских дипломатов, Россия будет предпринимать другие «болезненные для Риги шаги».