Культура — материя сложная и, как правило, неоднозначная. Попытки взять ее под контроль и внешнее управление, продиктованные желанием задать направление развития и тональность, в большинстве случаев приводят к рождению своеобразного голема. Такой феномен играет на деградацию культуры или ее ограниченность. С другой стороны, появляется проблема культурного голода, когда общество желает создавать новые течения или формы, но не может этого сделать из-за заданных рамок.
Однако у этих рамок не всегда получается содержать смыслы и конструкции, генерируемые интеллигенцией. Такой опыт у нас уже был, когда страна, погруженная в границы советской идеологической цензуры или имперской политики смыслового сдерживания, генерировала шедевры самиздата, тамиздата и других подпольных культурных фабрик.
С политической точки зрения появление новых акторов культуры, которые будут создавать нужные и важные смыслы, крайне необходимо. Но имеют ли эти (искусственно созданные) акторы перспективы на существование? Примет ли их народ — или будет обращаться к привычным деятелям? Логика говорит, что перспектив нет, однако понимание политтехнологических процессов заставляет верить в обратное.
Даже искусственные кумиры могут существовать и быть популярными, они могут творить и получать «заслуженное» признание — все лишь упирается в количество и качество помощи, оказываемой им в процессе становления. Только становятся они зависимыми от этой самой помощи, ведь кумир — искусственный. Прекращение поддержки сравнимо с убийством, наступающим в ходе тоски по поклонникам, которых становится все меньше и меньше.