Инструмент получил название «ольфактометр», и исследователям удалось подключить его непосредственно к гарнитуре виртуальной реальности HTC Vive. Цель состоит в том, чтобы рассеивать запахи, когда это уместно в контексте игры. Для начала ученые протестировали свое изобретение в игре по дегустации вин. Игрок находится в подвале, и ему предлагается понюхать разные стаканы. Цель игры — выяснить, какое вино стоит перед ними.
«Мы надеемся, что новые технические возможности приведут к тому, что запахи будут играть более важную роль в разработке игр«, — говорит в своем заявлении Йонас Олофссон, профессор психологии и руководитель исследовательского проекта в Стокгольмском университете. Результаты работы команды были опубликованы в Международном журнале
Если говорить конкретно, то ольфактометр состоит из четырех резервуаров с запахами. Смешивание происходит с помощью 3D-печатных клапанов, которые открываются и закрываются для выпуска смеси запахов в нужном количестве. Два клапана закрывают каждый канал доступа к резервуарам для предотвращения нежелательных утечек. Центральный вентилятор непрерывно нагнетает воздух, чтобы доставить аромат в ноздри игрока. Все это находится в сосуде размером 10х15 см. Он крепится к контроллеру HTC Vive и весит 432 грамма. На программном уровне выполняются сложные расчеты механики жидкости. Идея, конечно, состоит в том, чтобы точно воспроизвести запах, но не только.
Рассчитывая количество выделяемого аромата, машина способна «производить впечатление тонких изменений в интенсивности аромата из-за движения и снижения интенсивности пользователя, даже когда отверстие для аромата находится в фиксированном положении«, — говорят ученые. Ароматы могут включаться автоматически на основе определенного действия, например, поднятия бокала с вином, или по нажатию кнопки игроком.
«Возможность переключения с пассивного на более активное обоняние в игровом мире открывает путь для разработки совершенно новых игровых механизмов, основанных на запахах и движениях, а также на суждениях игроков«, — восторгается Симон Ниденталь, исследователь в области взаимодействия и игр в Университете Мальмё. Инновационные видеоигры действительно могут использовать эту концепцию. Однако возможное применение этого ольфактометра выходит за рамки простого развлечения, считают исследователи.
«Поскольку внезапная потеря обоняния была очень распространенным симптомом COVID-19, также растет понимание важности неповрежденного обоняния для качества жизни, аппетита, личных отношений, здоровья и безопасности«, — отмечают они. Ольфактометр в сочетании с играми может стать эффективным и увлекательным способом тренировки обоняния у людей, потерявших его, например, из-за болезни. Такой вид тренировок уже существует, но нередко люди не могут быть достаточно усидчивыми из-за скуки упражнений. Ученые также предполагают использовать его для обучения сомелье или парфюмеров, так как их инструмент, по их словам, позволяет делать смеси большой тонкости.
Наконец, они утверждают, что технология очень доступна: «Все детали изготовлены из 3D-печатных пластиков PETG и Ninjaflex, за исключением главной трубы, которая изготовлена из анодированного алюминия для более эффективной очистки. Оборудование, необходимое для изготовления этого устройства, можно найти в достаточно хорошо оборудованном производственном помещении, и мы оцениваем стоимость материалов для изготовления копии этого устройства в 150 долларов«.
Все коды, планы и инструкции по изготовлению машины находятся в свободном доступе в Интернете. «Я надеюсь, что тот факт, что дизайн и код находятся в свободном доступе с открытым исходным кодом, даст игровым компаниям возможность начать создавать новые коммерческие продукты для обучения ароматам с использованием этой новой технологии«, — говорит Йонас Олофссон. «Но это также означает, что стоимость оборудования значительно снижается, что делает его доступным для большего числа людей. Это важно для нас«, — заключает Симон Ниденталь.