Пока непонятно, как именно юридически будет оформлена передача иконы, которая на первый взгляд выглядит неожиданной. Однако, если посмотреть на текущую военно-политическую ситуацию, то возвращение «Троицы» церкви предстает действием вполне закономерным и наполненным высшим смыслом, считает политолог
Владимир Путин поручил передать икону «Троица», написанную Андреем Рублевым, в собственность Русской православной церкви. Об этом говорится на сайте Московского патриархата. Там отмечают, что президент принял такое решение «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих». В течение года икона Рублева будет выставлена в московском храме Христа Спасителя. Затем она займет историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Икона была написана в период между 1422 и 1427 годами именно для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В 1929 году советские власти передали «Троицу» из лавры в Третьяковскую галерею, где она хранилась до настоящего момента. Почему ее возвращают церкви именно сейчас?
Пока непонятно, как именно юридически будет оформлена передача РПЦ «Троицы». Впрочем, решение все равно приняло первое лицо. Для сторонних наблюдателей оно может показаться неожиданным. Ведь не было слышно о какой-либо массовой кампании православных верующих за возвращение иконы Рублева по месту создания. После национализации она лишь дважды покидала Третьяковку: во время эвакуации в 1941 году и осенью прошлого года. Когда ее на два дня возили в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры по случаю торжеств в связи с 600-летием обретения мощей святого Сергия Радонежского. Многие искусствоведы тогда утверждали, что перевозка для иконы опасна, как и содержание в неподготовленном для этого храме.
После возвращения иконы обратно искусствовед Ксения Коробейникова заявила, что у нее оказался сентябрьский протокол заседания реставрационного совета Третьяковской галереи, где говорилось об обнаружении на иконе 61 «существенного изменения» после отправки на богослужение. Однако в Третьяковке отчасти развеяли такие утверждения, сообщив, что распространенный Коробейниковой файл не является официальным, и пообещав составить протокол, определяющий меры, необходимые для стабилизации состояния иконы. То есть стабилизация все-таки потребовалась.
Церковь ставила вопрос о возвращении церковной собственности с начала века. Однако процесс был запущен лишь после 2010 года, когда Минкультом был разработан соответствующий документ. Его принятие было встречено частью светской общественности в штыки. Основные опасения выдвигались как раз на тему сохранности бесценных произведений. Тогда директор Эрмитажа Михаил Пиотровский даже возмущался: «Вовсю звучат слова: «вернуть награбленное», «восстановить справедливость». «Хранителями краденого» оказываются музеи, которые спасли памятники церковного искусства, признав их музейными экспонатами. Остальное либо погибло, либо ушло в частные коллекции».
Однако теперь он не стал возвышать свой голос против передачи раки (гробницы) князя Александра Невского из Эрмитажа в Александро-Невскую лавру. Приказ Минкульта передает ее в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии на 49 лет. В договоре описаны особые уникальные условия, которые церковь обязана создать, иначе музей заберет монументальное произведение обратно. Но это скорее «спасение лица» Эрмитажа и его директора. Вряд ли акция будет обратимой. Кстати, когда в 2019 году зашла речь о передаче экспоната РПЦ, говорилось о передаче лишь специально создаваемой копии.
Возможно, Пиотровский смягчил позицию под впечатлением недавнего «директоропада» в нескольких ведущих музеях, когда в отставку ушли те, кто казался непотопляемым. Но может, и под влиянием политической, вернее, военно-политической ситуации. Ведь Александр Невский считается небесным покровителем русского воинства.
Владимир Путин уже использовал религиозные святыни для укрепления духа российской армии после начала СВО. Во время визита в войсковой штаб «Днепр» на херсонском направлении, когда он поздравлял военнослужащих с Пасхой, президент подарил им икону Спаса Нерукотворного. Копию образа, который принадлежал, по его словам, «одному из наиболее успешных министров обороны Российской империи». Речь о Петре Ванновском, министре при Александре III. К тому же «Спас Нерукотворный» — главная икона Вооруженных сил России. По легенде, под хоругвями с ликом такого Спаса дружины Александра Невского разбили тевтонских рыцарей на Чудском озере.
Русские и даже советские правители не раз обращались к церкви и религиозной символике в трудное для страны время. Достаточно вспомнить, как в сентябре 1943 года Сталин кардинально изменил политику в отношении РПЦ, по сути, призвав ее на духовную мобилизацию во имя победы над нацизмом и в обмен на прекращение репрессий. Согласно православной традиции, икона Казанской Божией Матери сыграла решающую роль и в победе ополчения Минина и Пожарского над польскими интервентами в 1612 году.
Что касается иконы «Троица», то, хотя она не признана чудотворной, считается, что фактически заказчиком иконы выступил все тот же Сергий Радонежский, пожелавший, «чтобы постоянным взиранием на Святую Троицу побеждался страх пред ненавистной рознью мира сего». В этом смысле образ, созданный Рублевым в эпоху татаро-монгольского ига, согласно православной трактовке, стал манифестом христианского понимания государства и общества, которые должны руководствоваться не сиюминутной политической выгодой, но стремлением исполнять «правду Божию». «Троица» считается главным шедевром древнерусского искусства.
Передача этой иконы РПЦ как посреднику между Богом и верующими, безусловно, навеяна складывающейся военно-политической ситуацией и ее восприятием как чрезвычайно серьезной. В этом смысле данный жест можно считать своего рода жертвоприношением. Возможно, даже близким к тому философскому смыслу, в котором был снят последний фильм Андрея Тарковского, ставший его завещанием человечеству и предостережением от угрозы ядерной войны. Фильм «Андрей Рублев» он снял на 20 лет раньше. Тогда режиссер довольно смело приписал Рублеву, по сути своей, порожденную Ренессансом идею о человеке — кузнеце своего счастья, которое ставится выше божественного прощения. Но затем он же дополнил ее осознанием того, что только себя и можно спасти и сделать счастливым, а вера в людей и попытки сделать счастливее их тщетны и только приводят к разочарованию. В том числе и в таких формах для нашей страны сейчас происходит то, что называется «разговор с вечностью».
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?