Четверг, 26 декабря, 2024
ДомойВсе новостиПолитикаРоссия с КНДР вместе против «мировых сил гегемонизма». Комментарий Георгия Бовта

Россия с КНДР вместе против «мировых сил гегемонизма». Комментарий Георгия Бовта

Переговоры Владимира Путина и Ким Чен Ына продлились около пяти часов. Политолог рассуждает об итогах встречи, поданных сигналах и их значении

Владимир Путин провел переговоры с лидером КНДР Ким Чен Ыном как в расширенном составе, так и с глазу на глаз.

Место проведения саммита было выбрано примечательное — космодром Восточный. И Путин как бы вскользь отметил интерес гостя к ракетно-космическим разработкам. Между тем в 2016 году против Северной Кореи решением Совбеза ООН были введены санкции — в наказание за проведение как раз ракетно-ядерных испытаний и за программу разработки баллистических ракет. Россия, как и Китай, голосовала за, присоединившись к санкциям в 2017 году. Указ президента на сей счет предусматривал запреты на торгово-экономическое, банковско-финансовое и научно-техническое взаимодействие с КНДР. Были закрыты все представительства банков обеих стран, запрещено финансирование всякой торговли с КНДР. Приостановлено научно-техническое сотрудничество с участием лиц, представляющих КНДР, кроме обменов в области медицины. Были расширены списки товаров двойного назначения и других предметов, ввоз которых в КНДР запрещен из-за их потенциального использования для ракетно-ядерных программ страны.

Осенью 2017 года Совбез ООН принял в отношении КНДР еще одну резолюцию (№ 2375), которая предусматривала резкое ограничение закупок Пхеньяном нефтепродуктов. Странам — членам ООН запретили тогда же выдавать разрешения на работу для граждан из Северной Кореи. Переводы от которых были важной статьей дохода бюджета страны. Позже все северокорейские рабочие из России были отозваны. По итогам прошлого года между нашими странами официально был практически нулевой баланс торговли.

После нынешней встречи российский президент заявил, что в области военно-технического сотрудничества у России и КНДР есть перспективы. «Есть же определенные ограничения, Россия все эти ограничения соблюдает, но есть вещи, о которых мы, конечно, можем говорить, мы обсуждаем, думаем об этом», — дословно сказал Путин. Так что все, конечно, зависит от гибкости трактовок. Наверное, запуск спутника КНДР с российского космодрома и содействие в его создании было бы сочтено нарушением санкций, а вот обучение кого-то чему-то — это уже другой вопрос. У Путина спрашивали, будет ли Россия помогать КНДР строить спутники. «Мы потому и приехали на Восточный. Лидер КНДР проявляет большой интерес к ракетной технике, они и космос пытаются развивать», — так ответил он.

Впрочем, трактовать, нарушает ли Москва санкции, будет не только она сама, но и «коллеги» по Совбезу ООН, прежде всего США. Которые своим законом признали КНДР «страной — спонсором международного терроризма», что автоматически влечет целый ряд неприятных последствий в виде предписанных законодательством США жестких санкций. В Конгрессе США давно уже сложился двухпартийный консенсус за то, чтобы принять такой статус и в отношении России, но Белый дом пока был против.

Со своей стороны, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что санкции против КНДР «принимались в совершенно иной геополитической обстановке», а новых Россия и Китай не допустят. «Параллельно с теми мерами, которые Совет безопасности принимал, все западные коллеги обещали параллельно двигаться и по политическому треку, решать гуманитарные вопросы. Это была очередная ложь. И нас, и китайцев, и северокорейцев обманули», — отметил Лавров. Теперь, в принципе, можно упирать на «гуманитарный характер» сотрудничества.

Накануне визита Кима западная пресса много писала о возможности закупки Россией у КНДР обычных вооружений, которых у нее начиная с 1950-х годов накоплены огромные арсеналы, — все создано на основе советских или российских разработок. В основном это, правда, устаревшие образцы. Страна имеет еще старые 107-миллиметровые ракеты «Катюша», 122-миллиметровые реактивные установки, 152-миллиметровые и 122-миллиметровые артиллерийские снаряды и боеприпасы для стрелкового оружия. Это можно получить, скажем, в обмен на «гуманитарные поставки продовольствия».

КНДР уже имеет опыт поставок оружия Сирии и Ирану, а также группировке «Хезболла». Поставки в Россию были бы существенно облегчены в силу наличия железнодорожного трансграничного сообщения. Летом в КНДР ездил Сергей Шойгу. Однако официально Москва намерения таких сделок не подтверждала. Зато после саммита зачем-то были опровергнуты непонятно откуда взявшиеся слухи о возможности якобы «размещения северокорейских солдат» на границе с Украиной.

Можно обратить внимание и на присутствие на переговорах вице-премьера по строительству Марата Хуснуллина. Год назад он рассказывал о предложении строителей из КНДР поучаствовать в восстановлении ДНР и ЛНР. «Если юридических проблем не будет», — оговаривался он, заметив, что «один плиточник из КНДР заменяет два — два с половиной плиточников российских». Поскольку теперь юридические ограничения уже есть, то теоретически плиточникам из КНДР можно было бы выдавать учебные визы. Впрочем, это тоже зависит от гибкости трактовок резолюций СБ ООН. Но также и от того, насколько ревностно к развитию отношений Москвы и Пхеньяна будет относиться Пекин, на долю которого приходится 93% внешней торговли Северной Кореи.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Источник: BFM.ru
Похожие новости

Сейчас читают