Министерство энергетики США (DOE) 13 декабря отметило важную веху в освоении энергии термоядерного синтеза, рассказав о том, как ученые впервые смогли произвести больше энергии, чем необходимо для его запуска.
Как сообщает портал EEnews, министр энергетики США Дженнифер Грэнхолм, выступая на церемонии празднования результатов эксперимента в Национальной лаборатории Лоуренса Ливермора, сказала: «Эта веха еще на один шаг приближает нас к термоядерной энергии с нулевым содержанием углерода, питающей наше общество», а также к пилотному реактору к 2030 году, согласно оценкам Министерства энергетики.
Все эксперты подчеркивают важность этого открытия, но отмечают, что впереди еще много технических и научных проблем, чтобы сделать термоядерный синтез жизнеспособным. Они говорят, что до коммерческого термоядерного синтеза, вероятно, еще несколько десятилетий, что ставит вопрос о том, как быстро эта технология сможет сыграть свою роль в декарбонизации электроэнергии.
Недавно в нескольких журналах были опубликованы письма исследователей, предостерегающих от «святого Грааля» ядерного синтеза и даже подозревающих захват этой технологии индустрией ядерного оружия.
Слишком позднее технологическое достижение для «спасения планеты»
Эколог и эксперт по возобновляемым источникам энергии Марк Дизендорф из Университета Нового Южного Уэльса в Австралии объясняет в письме, опубликованном The Guardian: «Переход от безубыточности, когда производство энергии превышает общее количество потребляемой энергии, к коммерческому ядерному термоядерному реактору может занять не менее 25 лет«. Он добавил: «К тому времени весь мир сможет питаться безопасной, чистой возобновляемой энергией, в основном солнечной и ветровой«.
Энергетический успех, безусловно, является крупным шагом вперед для чистого изучения ядерного синтеза и демонстрацией опыта США. Однако задача заставить его работать в национальном, а затем и в глобальном масштабе, обеспечив при этом его доступность, далека от завершения, поскольку у нас все еще нет средств для этого, как отмечает Крис Крэгг в своем письме в Guardian: «Я готов поспорить, что вряд ли настоящая термоядерная электростанция будет запущена до того, как моим внукам исполнится 70 лет. В конце концов, на это ушло около 60 лет и огромные деньги«.
В действительности, временные масштабы, связанные с развитием термоядерного синтеза как источника энергии, слишком велики для решения самых насущных проблем климата, которые предполагают немедленное сокращение выбросов углерода.
Аника Хан, исследователь ядерного синтеза из Манчестерского университета, говорит Forbes: «Ядерный синтез слишком поздно придет к решению климатического кризиса. Мы уже сталкиваемся с разрушительными последствиями изменения климата в глобальном масштабе, достаточно посмотреть на наводнения в Пакистане, засухи в Китае и Европе этим летом«.
Эксперты подчеркивают, что сокращение выбросов углерода не может ждать годы или десятилетия. Мир сталкивается с ускоряющимся изменением климата, потерей биоразнообразия, деградацией естественной среды обитания в сочетании с экономическими, социальными и политическими кризисами. Мир, на который возлагаются большие надежды после пандемии COVID-19, является полной противоположностью.
Дик Уиллис из Бристольского университета говорит: «У нас есть всего несколько лет, чтобы внести изменения, необходимые для того, чтобы избежать социальной катастрофы того, что происходит с биосферой, если, конечно, еще не слишком поздно. Даже оптимисты понимают, что пройдут десятилетия, прежде чем термоядерная энергия сможет внести свой вклад в энергосистему, каким бы ни было это достижение«. Он с горечью добавляет: «Между тем, заголовки, которые последовали за этим результатом, просто успокаивают и отвлекают от срочности того, что необходимо сделать сейчас«.
Технологический прорыв, о котором было объявлено в начале этого месяца, был достигнут Национальным центром зажигания США в Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса.
В данном случае, по мнению Марка Дизендорфа, опасность, связанная с этими «чистыми и безопасными» энергетическими исследованиями, недвусмысленна. Проще говоря, будущие термоядерные реакторы могут предоставить военным державам новые способы получения сырья для ядерных бомб.
Действительно, как он объясняет в своем письме, ядерный синтез может производить нейтроны, которые могут быть использованы для изготовления ядерных взрывчатых веществ плутония-239, урана-235 и урана-233. Он отмечает: «Можно также производить тритий, форму тяжелого водорода, который используется для увеличения взрывной силы ядерного деления, делая бомбы деления меньше и, следовательно, более пригодными для использования в ракетных боеголовках«.