По словам Дмитрия Пескова, президенты России и США в ходе своей телефонной беседы не обсуждали возможное участие Европы в переговорах о мире. Встреча Путина и Трампа может пройти в Саудовской Аравии
Обновлено в 22:40
Украина будет участвовать в урегулировании, но своим главным визави Россия считает США. Об этом в четверг, 13 февраля, заявил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Москва рассчитывает расширить рабочие контакты с Вашингтоном в ближайшие дни и недели.
Также Песков раскрыл ряд подробностей телефонного разговора Владимира Путина с Дональдом Трампом. Беседа состоялась по инициативе США, европейские дела и статус Владимира Зеленского лидеры не обсуждали. В качестве возможного места встречи президентов фигурировал Эр-Рияд, но окончательного решения пока нет.
Представитель Кремля добавил, что Путин будет рад принять на параде 9 мая лидеров крупных стран, в том числе Трампа, если они решат приехать.
О реакции Европы на переговоры и заявления Трампа рассуждает политолог Георгий Бовт:
— Трамп бежит впереди паровоза, а европейский паровоз еще не готов к такому развитию событий, им надо какое-то время, чтобы к этому, по крайней мере морально, подготовиться. Я думаю, что на Мюнхенской конференции по безопасности в конце недели мы услышим весьма содержательные дискуссии на сей счет. Быстрой эволюции позиции Европы ждать не стоит, несмотря на внутриполитические разногласия в целом ряде стран, однако им придется тоже корректировать свою позицию по сравнению с той, которая была во времена администрации Байдена. Своего мирного плана у Европы нет, но есть общий настрой, что надо присесть за стол переговоров. Чтобы ужесточить позицию Запада в целом в разговоре с Путиным, переговоры могут начаться и без Европы, но я не очень представляю себе, как можно будет заключить какое-то долгосрочное соглашение, против которого Европа будет продолжать выступать. Она же его не будет соблюдать ну хотя бы в части поставок вооружений, например, или еще что-нибудь им придет в голову. Поэтому, в общем, американцам стоило бы на каком-то этапе подумать все-таки о подключении Европы к общему процессу и к тому, чтобы они взяли на себя солидарную ответственность за конечное соглашение.
— Есть ли понимание, почему европейцы в целом сдержанно на уровне реакции отнеслись к переговорам Владимира Путина и Дональда Трампа с учетом того, что если посмотреть, например, на рынки, то европейские рынки растут, газ на голландском хабе дешевеет?
— Бизнес вообще мыслит более рационально, чем политики, политики уже вошли в раж военно-политического противостояния, им трудно остановиться. Позавчера ты говорил одно при Байдене, а сегодня ты говоришь прямо противоположное. Для них сам факт контактов с Путиным (мы помним, там были телефонные звонки Шольца, например последний, или ранее Макрона) вызывал какой-то трепетный ужас и протесты, как, мол, можно вообще разговаривать. Поэтому требуется достаточно длительное время для адаптации. Тем более что массмедиа продолжают все ту же тональность освещения конфликта на Украине, там же никто не пишет, что у России есть какие-то аргументы в пользу того, почему она начала СВО, и так далее. Так вопрос не рассматривается, конфликт подается совершенно в определенном ключе. Вот из этой канвы политикам достаточно трудно выбраться, они в нее достаточно глубоко забрались.
Западная пресса называет беседу президентов России и США ударом для Киева и европейских столиц. По мнению ряда изданий, Трамп и Путин решили урегулировать конфликт самостоятельно, без участия Украины.Несмотря на тревоги в ЕС, европейские рынки реагируют позитивно. Стоимость фьючерсов на газ на голландском хабе TTF в моменте снижалась более чем на 10%.
О смешанных чувствах Европы говорит руководитель «Дубравский консалтинг» политолог Павел Дубравский:
Павел Дубравский руководитель «Дубравский консалтинг», политолог «Первый аспект — это вопрос коллективной безопасности. Почему? Потому что мы видим уже заявление от Пита Хегсета, главы Пентагона, о том, что, несмотря на то, что Трамп рассматривает НАТО все-таки как союзника и США ни в коем случае не планируют никак его покидать, американский президент в любом случае считает, что именно европейские страны должны нести ответственность за свою коллективную безопасность. И это, конечно же, изменение риторики по сравнению с тем, что до этого говорил Джо Байден последние четыре года. Второе: я бы рассмотрел отдельно все-таки Францию и Германию. Потому что во Франции очевидно, что господин Макрон не может переизбираться на следующий срок, у него конституционные ограничения, его это очень сильно расстраивает, и последние несколько лет он сделал повестку вокруг Украины и России основной повесткой. Потому что внутри страны его партия показала не лучшие результаты. Напомню, что у них были даже досрочные выборы прошлым летом 2024 года, и ему надо остаться в целом где-то в европейской политике, поэтому он рассматривает различные варианты, которые были бы связаны с НАТО. И вся эта история по поводу коллективной безопасности и того, что, возможно, Россия дальше посмотрит в сторону европейских стран, это та риторика, которая исходит от него последние два года. Поэтому здесь сугубо карьерная история. Если же говорить про Германию, то здесь влияет, скажем так, родовая травма нового немецкого общества после Второй мировой войны, которое относится ко всем этим заявлениям всегда скептически и очень, скажем так, лично и в какой-то степени «романтично». Потому что они несут до сих пор на себе бремя Второй мировой войны, и любой конфликт, который происходит вокруг или рядом с европейскими странами, он, конечно же, вызывает огромное количество эмоций. Более того, в Германии 23 февраля пройдут выборы, и у них пересекается тема экономики, например, дешевого газа с темой ренессанса, я бы сказал, того, как они видят себя в истории. Потому что, я напомню, что, когда только началась специальная военная операция в 2022 году, часть немецкого парламента предложила пересмотреть и роль Германии, собственно, во Второй мировой войне».
Свои оценки представляет немецкий политолог, председатель Евразийского общества Александр Рар:
Александр Рар журналист, политолог «Я думаю, что европейцы вначале будут сопротивляться, и это сопротивление курсу Трампа будет видно на предстоящей Мюнхенской конференции по безопасности. Я ожидаю очень серьезные споры между представителями НАТО, представителями ЕС и Германии с представителями трамповской администрации. Все-таки там будет министр иностранных дел, госсекретарь Рубио, будут выступать советник по делам безопасности и вице-президент Америки. Так что увидим, что они там будут говорить, я уверен, что они не очень лестно будут отзываться о том, как они видят Европу. А европейцы будут жестко реагировать и будут говорить: пустите нас тоже в переговоры с Украиной, это нас касается больше, чем вас, мы должны в этом участвовать и во многих других делах тоже. Но проблем между Европой и Америкой очень много, не только Украина. Поэтому я думаю, что европейцы попытаются сопротивляться, но у европейцев тоже нет единства в их попытках сопротивления Трампу. Потому что, например, мы видели на последней встрече правых сил в Мадриде, что правые организуются против Брюсселя на стороне Трампа. В Италии Мелони, Орбан в Венгрии, Фицо в Словакии, и я думаю многие другие страны, в том числе даже поляки, будут скорее на стороне Вашингтона, потому что им ссориться с Америкой точно не нужно, для них это важнее всего. А Германия, Франция и Англия, хотя скорее Париж и Берлин больше, чем Англия, потому что Англия в конце концов тоже промолчит, но эти страны будут сопротивляться до последнего».
Ранее пресс-секретарь Кремля заявил, что об участии Европы в возможном переговорном процессе по Украине говорить преждевременно. Дмитрий Песков добавил, что Россия учитывает «красноречивый» опыт «Минска-2»: эти соглашения изначально пытались соблюдать, но долгосрочными они не стали. Трамп также не видит угрозы в ведении прямого диалога с Россией без участия Зеленского.
Украина, считает президент США, вряд ли вернет обратно взятые Россией под контроль территории. По словам Трампа, он предложил Путину прекращение огня на Украине, а в ответ услышал от российского президента, что тот не хочет, чтобы разрешение ситуации было временным. Глава Белого дома также заявил, что согласен с идеей об отказе Украине в членстве в НАТО, он считает это непрактичным и маловероятным.
Источники Financial Times утверждают, что Москва надеется заключить мир к 9 мая. По данным газеты, это величайшая амбиция Кремля. The Economist пишет, что Киев после телефонного разговора Путина и Трампа пал духом, а Владимир Зеленский и его европейские сторонники с ужасом ждут, что Штаты их бросят.