На вступление в должность президента США активно отреагировали СМИ, но сами политики, особенно европейские, демонстрируют сдержанность и скорее озабоченность. По поводу телефонного звонка между президентами России и США пока определенности нет, российская сторона заявляет, что США не связывались по поводу организации звонка
В мире продолжают обсуждать второй президентский срок Дональда Трампа. Это главное событие, которое попало на первые полосы СМИ. Но политики, особенно европейские, на вступление в должность президента США пока реагируют сдержанно.
В первый же день второго президентского срока Трамп сделал столько громких заявлений и подписал столько указов, затрагивающих другие государства, что, казалось бы, реакция мировых политиков должна последовать незамедлительно. Но нет, те же европейцы в основном отмалчиваются.
Из немногочисленных пока заявлений: еврокомиссар по торговле и экономической политике Марош Шефчович сказал, что ЕС «не имеет представления» о будущей политике Трампа по Украине. А глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на Всемирном экономическом форуме в Давосе заявила, что мир вступил в эпоху «жесткой геостратегической конкуренции», когда крупнейшие экономики соперничают за доступ к сырью, новым технологиям и глобальным торговым путям. Вероятно, она имела в виду намерения Трампа обложить импортными пошлинами товары из других стран, включая европейские.
У европейских лидеров пока нет единого мнения о том, как будут развиваться отношения с их главным союзником при Трампе. Именно этим можно объяснить реакцию ЕС, точнее, почти полное ее отсутствие. Продолжает президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина:
Татьяна Пархалина президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества «Частичная реакция Европы, тем не менее сейчас Европа понимает, что определилась политическая траектория новой администрации. Это контакты с ультраправыми в Европе, не с теми правительствами официальными, которые действуют, а с ультраправыми силами, это первое. Потом совершенно очевидно, что новая администрация Трампа будет делать акцент на децентрализации Европейского союза. До какой степени Евросоюз готов на этот вызов ответить, пока непонятно. Все немножко затаились в Европе, ну, госпожа фон дер Ляйен вынуждена была в Давосе как-то отреагировать и что-то сказать. Совершенно очевидно, что позиция объединенной Европы, то есть Евросоюза, не сформировалась. Европа, как мне представляется, в момент прихода администрации Трампа оказалась без политического лидерства».
Зато мировые СМИ себя не сдерживают. «Трамп, второй сезон», «Я вернулся, детка!» — вот лишь некоторые заголовки. Financial Times обращает внимание на ответ Трампа на вопрос, уверен ли он, что сможет сохранить режим прекращения огня в секторе Газа. Президент отвечает: «Нет, не уверен. Это не наша война. Это их война».
Al Jazeera среди всех указов Трампа выделяет притязания Белого дома на расширение границ США, в частности в ситуации с Панамским каналом. Французская Liberacion отреагировала на вступление в должность президента США заголовком красного цвета: «Инаугурация Трампа», и ниже — «Приговор в Капитолии». «На фоне анонсированного жесткого подхода в политике американский президент обещает золотой век для нации, находящейся, по его словам, в упадке». «Кошмар начинается снова», — заканчивает Liberacion.
Встречаются и совсем кричащие заголовки. «Помоги нам, Господи» — в шапке ирландского таблоида Irish Daily Star. Ирландцы переживают по поводу огромных пошлин, которые хочет ввести Трамп.
Китайская China Daily также обратила внимание на планы Трампа «обложить тарифами и налогами иностранные государства». Сам Трамп еще до вступления в должность говорил по телефону с китайским лидером Си Цзиньпином. А потом председатель КНР рассказал об этой беседе в разговоре с Владимиром Путиным по видеосвязи. Кремль опубликовал кадры начала разговора. Путин подчеркнул, что связи Москвы и Пекина самодостаточны и не зависят от мировой конъюнктуры. Си Цзиньпин, в свою очередь, рассказал российскому президенту о деталях своего недавнего разговора с Трампом, уточнили в Кремле. Он произошел по инициативе новой администрации США на прошлой неделе. Многие отмечают, что после этих переговоров Трамп перестал говорить о введении пошлин на китайские товары.
Об отношениях России, Китая и США рассуждает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:
Федор Лукьянов председатель президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «Трамп в своем стиле пытается установить еще до вступления в должность прямые отношения с Си для того, чтобы, как он говорит, там добиться выгодных сделок. Если не получится, значит, ничего личного, тогда мы используем другие методы, все эти тарифы, пошлины и прочее. Главное, чего Трамп хочет от России, — чтобы она умерила свои связи с Китаем, как-то их сократила. Вот с Китаем я думаю, что идет ровно обратный процесс. Китайцам он говорит — мы с вами две сверхдержавы, давайте договариваться, а русские чтобы под ногами не путались. И, соответственно, этот треугольник, нравится нам или нет, он такой — во-первых, он не равносторонний, во-вторых, он многовариантный. Но то, что Китай руководствуется исключительно своими интересами и будет сквозь призму этих интересов смотреть на отношения и с США, и с Россией, тут сомнений нет».
Трамп сообщил, что его разговор с Путиным может состояться «очень скоро». Подготовка к этим переговорам уже идет, отметил американский президент.
При этом помощник президента России Ушаков заявил, что Вашингтон еще не связывался с Кремлем по поводу организации телефонного разговора.