Причины в ремонтных работах на НПЗ и блокировках поставок российской нефти по «Дружбе». Если ставки фрахта продолжат расти в сентябре, может вырасти и дисконт на российскую нефть
В российских портах растут ставки фрахта нефтяных танкеров. К росту расценки перешли после трехмесячного снижения, пишут «Ведомости» со ссылкой на обзор Центра ценовых индексов.
С 26 июля по 2 августа ставки выросли на 4-7%. Фрахт танкеров из Новороссийска в порты Восточной Индии подорожал на 7% (до 6 долларов за баррель), Западной Индии и Турции — на 5% (до 5,5 и до 2,7 доллара, соответственно). Из порта «Козьмино» в Приморском крае в порты Северного Китая ставки фрахта выросли на 6% (до 2,5 доллара за баррель).
Объяснений, по словам экспертов, несколько: это ремонтные работы на НПЗ и блокировки поставок российской нефти по «Дружбе». Есть прогнозы, что, если ставки фрахта продолжат усиленно расти в сентябре, увеличатся и дисконты на российскую нефть.
Главным образом это сезонная история, уверен ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Экспорт нефти из России морским транспортом бывает то больше, то меньше, здесь, наверное, определенная цикличность присутствует. Плюс, если идут шторма в каких-то российских определенных портах, — Новороссийске, например, либо в Усть-Луге. Поэтому, наверное, здесь не стоит считать, что какие-то титанические изменения происходят на рынке, потому что меняется загрузка танкеров морским транспортом. И, скорее всего, можно отнести это к определенному периоду ремонтов, он приходится на теплое время года, и в основном речь идет о перевозке дизельного топлива, потому что мы в основном экспортируем дизельное топливо, мазут, газойль. Если мы говорим о сокращении экспорта нефтепродуктов, то в основном речь именно о них. Плюс к тому у нас, как правило, летом потребление больше на внутреннем рынке, и поэтому экспортируемая суммарная доля нефти и нефтепродуктов меньше. Россия летом начала дополнительно сокращать объемы производства, потому что зимой и весной мы добывали больше, чем нам было положено по квотам ОПЕК+. И теперь мы компенсируем эти объемы за счет дополнительного сокращения. Поэтому на самом деле ставки фрахта как раз снижались именно из-за того, что танкеры стали менее востребованы, а потом ситуация нормализовалась. То есть это не рост, а нормализация ставок тарифов. В сентябре-октябре и далее в России потребление нефтепродуктов будет снижаться, соответственно, суммарный экспорт нефти и нефтепродуктов будет увеличиваться. Либо мы перерабатывать будем меньше и больше экспортировать сырой нефти, либо мы будем больше экспортировать нефтепродуктов. Но суммарно жидких углеводородов мы будем экспортировать больше просто потому, что на внутреннем рынке начинается сокращение объемов потребления. То есть заканчивается автомобильный сезон, в октябре, когда выпадает снег, как правило, многие ставят в гараж машины, и во всем северном полушарии, в России, Европе, США и Китае, везде потребление нефти немного снижается».
Ранее ставки фрахта танкеров для экспорта российской нефти снижались с апреля-мая и в конце июля достигли минимальных уровней с прошлого лета. Сейчас октябрьские фьючерсы на нефть Brent торгуются по цене в 80,7 доллара за баррель.