Сейчас в РФ могут работать либо дочерние банки иностранных кредитных организаций, либо представительства. Законопроект разрешает кредитным организациям открыть в стране не более одного филиала
В России могут открыть филиалы иностранных банков. Такой проект правительство внесло в Госдуму. Документ опубликован в электронной базе данных парламента. По мнению его авторов, это поможет создать условия для развития системы международных расчетов и привлечет иностранные инвестиции для финансирования экономики.
Законопроект разрешает банкам открыть в стране один филиал, и с существенными ограничениями. Так, иностранный банк не может проводить банковские операции и сделки с физлицами, в том числе зарегистрированными как ИП, через свой филиал. Исключение — перевод средств без открытия банковских счетов и
В России иностранный банк сможет заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг через созданный в стране филиал в соответствии с российскими законами. Комментирует эксперт финансового рынка Андрей Бархота:
Андрей Бархота эксперт финансового рынка «Для того чтобы облегчить доступ иностранным инвесторам, банковским группам, нерезидентам из дружественных стран, было принято такое решение. И здесь, конечно, есть определенные нюансы. Во-первых, это очень сложно представить себе, поскольку все же есть очень серьезные опасения вторичных санкций на инвесторов, которые откроют здесь филиал, представительства. И есть очень серьезные проблемы с традиционными платежами, которые реализуются через механизм корреспондентских отношений. То есть, когда российский контрагент, российское юридическое лицо отправляет платеж через филиал иностранного банка, а филиал проводит его как межфилиальный расчет в свою штаб-квартиру, выглядит так, будто бы не нарушается санкционный режим, но при этом реализуется платеж в иностранной валюте. Но при текущем режиме санкций такие операции едва ли возможны. В то же время есть и хорошие новости. В России, например, нет достойных финансовых представителей стран Лаоса, Северной Кореи, Венесуэлы, Афганистана. И, поскольку затраты на открытие представительства значительно ниже, чем покупка лицензии, покупка лицензии сейчас стоит приблизительно 350-450 млн рублей, а открытие филиала может обходиться в несколько раз дешевле, то вероятность введения санкций на всю банковскую группу или группы иностранных инвесторов значительно ниже. Ну, просто можно сообщить, что банк вошел не в ту дверь и открыл не в том месте филиал. Например, в Германии за нарушение санкционного режима местным предпринимателям могут выписать крупный штраф, в крайнем случае небольшой тюремный срок. Но о закрытии всего бизнеса и обречении его на жалкое существование речи не идет. Если взвешивать все плюсы и минусы, то, вероятно, можем ожидать в ближайшее время открытия представительств банков, финансовых структур из дружественных стран. В первую очередь Северная Корея, Вьетнам, Лаос, Афганистан, ну и, возможно, часть стран Латинской Америки. И если говорить о целях, для чего это делается, возможно, пробуют тестировать какие-то новые платежные концепции. Здесь могут быть какие-то гибридные формы финансирования. Речь идет о криптовалютах, о частично бартерном обмене, где поставки товаров происходят морским путем. Возможно, такая роль этих представительств будет не в развитии традиционного банковского бизнеса — счета, клиенты и так далее, а именно в платежах с меньшими транзакционными издержками, чем без представительств».
Это позволит в определенной степени улучшить трансграничные платежи, но есть и определенные риски, считает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков:
Ярослав Кабаков директор по стратегии ИК «Финам» «Основной риск — это вывод капитала. Отказ от формирования филиалов в России был связан с этим. Ну и плюс ко всему создание филиалов дает неограниченный доступ к ликвидности этих филиалов со стороны зарубежных структур. И, конечно же, у российской банковской системы возникали определенные опасения. Поэтому, если говорить сейчас, то ситуация вполне благоприятна для развития. У нас в принципе же были отдельные истории по созданию филиалов наших ближайших соседей в рамках исключений. Но если говорить про текущий момент — я думаю, конечно, будут опасения и вторичных санкций, весьма вероятно, они будут. Будут приходить банки, будут, соответственно, работать по определенным, видимо, сегментам экономики, в основном, видимо, обслуживая экспортно ориентированную составляющую».
Сейчас в России могут работать либо дочерние банки иностранных организаций, либо представительства, причем среди сотрудников не более половины могут быть иностранцами. Такие правила в России действуют с 2013 года.