В своем выступлении на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Астане президент России вернулся к теме кризиса на Украине и отметил, что РФ уже представила свои условия для начала мирных переговоров
Обновлено в 16:25
Многополярный мир стал реальностью. А круг государств, выступающих за справедливое мироустройство, ширится. Об этом заявил президент России Владимир Путин на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Астане.
Страны — участницы ШОС уже подписали итоговую Астанинскую декларацию и решение об утверждении инициативы под названием «О мировом единстве за справедливый мир и согласие». В этом документе страны подтверждают свою «приверженность формированию справедливого многополярного порядка». При этом центральная координирующая роль ООН остается.
В своем выступлении Путин снова вернулся к теме кризиса на Украине и напомнил, что Москва уже представила свои условия для начала мирных переговоров.
«Растет количество кризисов по всему миру, одним из которых является и украинский. Россия всегда выступала и выступает за мирное политико-дипломатическое разрешение ситуации на Украине, кризиса, который возник в результате абсолютно бесцеремонной политики США во главе с их сателлитами. Мы неоднократно выдвигали на этот счет конкретные предложения. Напомню, в середине июня нами представлен еще один вариант урегулирования, который в случае готовности украинской стороны, а главное — ее западных спонсоров принять его, позволил бы буквально одномоментно, немедленно прекратить действия, сохранить человеческие жизни и начать переговоры. Уважаемые коллеги, мы благодарны участникам Шанхайской организации сотрудничества за предложение по урегулированию этого конфликта. Россия, безусловно, готова учитывать ваши идеи и инициативы».
Среди основных пунктов итоговой Астанинской декларации, которую подписали страны ШОС, — выступление за свободу космоса от оружия, соблюдение режима нераспространения ядерного оружия, соблюдение конвенции о запрете разработки и производства биологического и токсинного оружия.
Страны ШОС считают опасным для международной безопасности создание отдельными странами систем противоракетной обороны и выступают за глобальную реформу ООН для укрепления ее авторитета. Пункт о противоракетной обороне самый примечательный, говорит политолог, директор Центра европейской информации Николай Топорнин:
Николай Топорнин директор Центра европейской информации, доцент МГИМО «Действительно, этот пункт привлекает внимание в свете того, что на данный момент каких-либо договоренностей в мире о создании отдельных компонентов или целой системы ПРО нет. В этой сфере был один лишь действующий документ, это договор между Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом, заключенный более 50 лет назад. И тогда в соответствии с этим договором у каждой стороны была возможность создать по одному укрепленному и защищенному системой ПРО территориальному району. И в этом договоре как раз эти районы были оговорены. У России, в частности, речь шла о создании системы ПРО вокруг Москвы. Это, по сути, единственный международный документ, который действовал, и достаточно успешно, в этой сфере. Но мы помним, что в начале нулевых практически все соглашения в сфере противоракетной безопасности, в сфере вообще развертывания ракет малой и средней дальности практически прекратили свое существование. А сейчас даже заморожен договор СНВ-3, это последний договор, там речь идет уже о стратегических ядерных силах, между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией. С чем это связано? Вопрос интересный, потому что впервые в практике ШОС в декларацию вносятся такие конкретные положения. И тут, наверное, еще предстоит проанализировать, что послужило причиной включения именно этого пункта в итоговую декларацию стран ШОС, потому что, откровенно говоря, ни Китай, ни Индия, ни Пакистан, ни Казахстан — практически никто, наверное, в рамках ШОС не планировал создание такой системы ПРО у себя. Можно предположить, что речь идет опять о возрождении соглашения между Россией и США, может быть, даже о планах создать более объемный документ в расширенном формате, туда включить и государства ШОС или те страны, которые обладают ракетным оружием и ядерным потенциалом, например Китай или Индию».
Владимир Путин отметил, что страны ШОС наращивают использование национальных валют во взаиморасчетах. Их доля в коммерческих операциях России с участниками организации по итогам первых четырех месяцев этого года превысила 92%.
Президент напомнил участникам саммита о российском предложении заняться созданием в ШОС собственного платежно-расчетного механизма.
На саммите ШОС в организацию официально приняли Белоруссию. Как отметил президент Казахастана Касым-Жомарт Токаев, Минск выполнил все необходимые процедуры. Теперь в ШОС состоят десять государств — кроме России, Казахстана и Белоруссии, это Индия, Китай, Пакистан, Иран, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Еще две страны имеют статус наблюдателя — Афганистан и Монголия.
О значении ШОС говорит политолог, научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Артем Соколов:
— Прежде всего считывается стремление государств, которые входят в ШОС, создавать единую систему безопасности на Евразийском континенте, в том числе и в сфере ПРО. И страны нацелены на универсальный подход к вопросам безопасности и не только в рамках украинского кризиса, но и в рамках отдельных направлений видят решения в том, чтобы отталкиваться от неделимости безопасности как базового условия стабильности и благополучия всех государств Евразийского континента. И, пожалуй, это прежде всего приглашение к широкому диалогу всех государств, в том числе по вопросу ПРО, но в более широком смысле по вопросам безопасности.
— То есть принятие Белоруссии в ШОС — это тоже один из знаков этого?
— Принятие Белоруссии в ШОС — это закономерное событие, которое отталкивается и от строя, и от внешней политики, которую проводит Республика Беларусь в последние годы, и от той ситуации, которая складывается в регионе, имею в виду Восточноевропейский регион со всеми характерными проблемами и кризисами на его территории. Логичное следствие развития международной обстановки как в масштабах Восточной Европы, так и в масштабах Евразийского континента.
Официально ШОС позиционирует себя как организация, укрепляющая экономическое сотрудничество, и подчеркивает, что не имеет атрибутов военного альянса.